Министерство Национальной экономики подготовило ПРОЕКТ Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения и совершенствования инвестиционного климата» (далее – проект Закона).

Обоснование необходимости разработки проекта Закона 

Работа по совершенствованию сферы налогообложения ведется на постоянной основе с учетом изменения конъюнктуры экономики и предложений налогоплательщиков.

В последние годы важными направлениями реформирования налоговой системы стали стимулирование привлечения инвестиций, развитие бизнес-среды, упрощение налогового администрирования, а также расширение налогооблагаемой базы.

С учетом проводимой политики по дерегулированию и снижению издержек бизнеса, устранению административных барьеров и стимулированию развития предпринимательства и улучшению инвестиционного климата, требуется совершенствование законодательства по ряду направлений.

В целях реализации вышеуказанных задач проектом Закона предусматривается:

1.   Совершенствование налогообложения

Реформирование налога на имущество и земельного налога

Предлагается объединение налогов на имущество и землю с физических лиц без изменения элементов налога (объект обложения, налоговая база, ставки, порядок исчисления и уплаты).

Также предлагается отмена земельного налога для собственников многоквартирных жилых домов, так как это связано с незначительной суммой налога и значительными затратами на администрирование, в связи с большим количеством объектов и сложностью расчета.

Усиление фискальной функции акцизов

Актуальным вопросом является расширение налогооблагаемой базы, в том числе путем повышенного налогообложения предметов «роскоши» и вредных для здоровья продуктов. Данную задачу предлагается реализовать через увеличение ставок акцизов.

Так, предусмотрено поэтапное увеличение ставок акцизов на пиво и пивной напиток, изделия с нагреваемым табаком, никотиносодержащие жидкости.

Поэтапное увеличение ставок акцизов на пиво и пивной напиток с 2020 года предлагается в целях выравнивания условий налогообложения алкогольных напитков. Необходимо отметить, что налоговая составляющая в пиве и пивных напитках самая низкая в алкогольной продукции РК.

На изделия с нагреваемым табаком (ИНТ) и никотиносодержащие жидкости для использования в электронных сигаретах (НСЖ) установлены нулевые ставки акцизов на 2019 год, а с 2020 года 7345 тенге за килограмм табачной смеси для ИНТ и 5 тенге за миллилитр НСЖ, соответственно.

При этом, учитывая ставки акцизов в других странах, в том числе странах ЕАЭС, а также предложения импортеров данных продуктов и производителей табачных изделий, предлагается поэтапное увеличение ставок с 2021 года.

Также, предлагается повышенное налогообложение дорогостоящей алкогольной и табачной продукции. 

Кроме того, с целью поддержки и развития экспорта отечественной продукции предусматривается корректировка налоговой базы по пиву при реализации на экспорт.

Совершенствование обложения налогом на добавленную стоимость

В действующем законодательстве Республики Казахстан отсутствует механизм налогообложения услуги в электронной форме.

В связи с этим предусматривается обязательная регистрация и уплата налога на добавленную стоимость зарубежными интернет-компаниями, оказывающими услуги в электронном виде на территории Республики Казахстан физическим лицам.

Кроме того, предлагается внести понятие «услуги в электронной форме».

Местом реализации услуги будет считаться территория Республики Казахстан.

С целью развития местных авиакомпаний исключается из оборота по приобретению работ, услуг от нерезидента, если работы выполнены и услуги оказаны юридическим лицам-резидентам - эксплуатантам, осуществляющим воздушные перевозки, со стопроцентным государственным участием по предоставлению в аренду воздушного судна.

Для увеличения экспорта грузов через порт Актау предлагается обороты по реализации перевозок в международном железнодорожно-водном сообщении с перевалкой груза с железнодорожного на водный транспорт облагать по нулевой ставке НДС.

Для поддержки налогоплательщиков, осуществляющих заправку воздушных судов иностранных авиакомпаний, выполняющих международные полеты, международные воздушные перевозки, предлагается облагать данные обороты по нулевой ставке НДС. В настоящее время данная льгота действует только для аэропортов. В целях установления одинаковых положений налогообложения предлагается выравнивание условий.

Для развития производства транспортных средств и сельскохозяйственной техники предусмотреть освобождение от НДС при реализации дилером транспортных средств и сельскохозяйственной техники, приобретенных у производителя без НДС. В настоящее время данная льгота действует при реализации данных товаров самим производителем. В целях установления одинаковых положений налогообложения предлагается выравнивание условий.

С целью развития городской (сельской), пригородной, внутрирайонной, межрайонной (междугородной, внутриобластной) пассажирской перевозки предлагается освобождение от НДС услуг по регулярным автомобильным перевозкам пассажиров и багажа в городском (сельском), пригородном, внутрирайонном, межрайонном (междугороднем, внутриобластном) сообщении.

Также, с целью дальнейшего стимулирования развития отрасли сельского хозяйства и обрабатывающей промышленности предлагается льготное налогообложение по подготовке хлопчатобумажного волокна, хлопка-волокна, переработки сахарной свеклы, производства кондитерских изделий, производства дрожжей.

В целях повышения уровня локализации транспортного машиностроения предлагается освобождение от НДС оборотов по реализации компонентов транспортных средств, компонентов сельскохозяйственной техники и новых видов техники, местом реализации которых является Республика Казахстан, а также освобождение от НДС импорта сырья и (или) материалов, используемых для производства компонентов транспортных средств, компонентов сельскохозяйственной техники и новых видов техники.

Совершенствование системы налогообложения недропользователей

В целях унификации метода учета серной кислоты на закисление в урановой отрасли на основании технологии процесса добычи урана методом подземного скважинного выщелачивания предлагается дополнить перечень амортизируемых активов горно-подготовительных работ серной кислотой на закисление.

В целях приведения в соответствие норм Налогового кодекса и Кодекса о недрах и недропользовании необходимо исключить двоякое толкование понятия добыча.

В связи с тем, что закачка подземных вод в недра для поддержания пластового давления и откачка техногенной воды представляют собой два различных технологических процесса, предлагается освободить от уплаты налога на добычу полезных ископаемых при утилизации подземных вод, добытых попутно с углеводородами и представляющих угрозу здоровью населения и окружающей среде, так как существует необходимость недропользователя по утилизации воды, добытой попутно с другими полезными ископаемыми.

Также предлагается пересмотр ставок подписного бонуса на лицензии на недропользование. Действующие ставки подписного бонуса на лицензии на разведку выше, чем ставка на лицензии на добычу. Предлагается установление справедливой градации ставок в зависимости от этапа недропользования.

Предусматривается приведение в соответствие ставок налога на добычу полезных ископаемых на прочее нерудное минеральное сырье, в связи с внесенными изменениями ставок налога на добычу полезных ископаемых на общераспространенные полезные ископаемые.

Кроме того, предусмотрено установление переходных положений для недропользователей при переходе с контракта на недропользование на лицензионный режим.

Совершенствование механизма налогового стимулирования организаций - участников специальных экономических зон

В целях привлечения инвестиций предлагается льгота в виде освобождения от НДС оборотов по реализации участником СЭЗ товаров, произведенных и реализуемых при осуществлении приоритетных видов деятельности на территории СЭЗ другому участнику этой же СЭЗ при соблюдении установленных условий.

Кроме того, в целях повышения инвестиционной привлекательности для потенциальных инвесторов предлагается разрешить регистрацию в качестве участников специальных экономических зон организациям, ранее применившим инвестиционные налоговые преференции по завершенным контрактам, заключенным с уполномоченным государственным органом по инвестициям до 1 января 2009 года.

 

 

Совершенствование налогообложения финансового сектора

 

 

В целях соблюдения баланса интересов в сфере осуществления банковских заемных операций предлагается предоставление льготных условий налогообложения при прощении долга заемщика ипотечными организациями наравне с банками путем непризнания доходами размеров снижения провизий, созданных ипотечной организацией, при прощении проблемных кредитов, а также не рассматривать в качестве дохода физических лиц прекращение обязательств по займу.

Предлагается освобождение от индивидуального подоходного налога доходов от прироста стоимости при реализации паев паевых инвестиционных фондов в целях повышения их инвестиционной привлекательности и развития рынка ПИФ.

Продление временной нормы для расчистки плохих кредитов «Казкоммерцбанка» для списания безнадежной задолженности без налоговых последствий на 1 год.

Кроме того, будут освобождены от налогообложения инвестиционные доходы Фонда гарантирования страховых выплат в целях поддержки и развития страхового рынка.

Совершенствование обложения индивидуальным подоходным налогом и социальным налогом

В целях выравнивания условий применения вычета по пенсионным взносам, а также исключения двойного налогообложения предлагается предоставление вычета суммы обязательных пенсионных взносов по договорам гражданского-правового характера.

Учитывая, что ношение форменной одежды вызвано требованиями законодательства и выполнением трудовых обязанностей сотрудниками в операционной деятельности, предлагается не признавать доходом физического лица стоимость форменной одежды.

Предлагается исключение условия по заключению договора на оказание услуг при непризнании доходами физического лица расходов работодателя, связанных с доставкой работников до места работы и обратно, так как многие компании собственными средствами самостоятельно доставляют работников.

Освобождение от налогообложения выплат физическому лицу на проезд, проживание и питание некоммерческой организацией в целях реализации уставных целей и задач.

Также предлагается освободить от налогообложения материальную выгоду, полученную физическим лицом от экономии на стоимости товаров или услуг при их приобретении за счет суммы, начисленной за ранее осуществленные покупки или приобретенные услуги.

Кроме того, предлагается:

- уточнение объектов обложения социальным налогом, а также признание гонораров членов совета директоров или иного органа управления налогоплательщика, являющегося нерезидентом Республики Казахстан, объектом обложения социальным налогом;

- приравнивание дохода члена совета директоров или иного органа управления налогоплательщика к доходу работников, а также применение ими налоговых льгот аналогичных льготам для работников;

- уточнение перечня доходов, не относящихся к доходу работника;

- уточнение в части определения дохода работника в виде материальной выгоды, возникающего в связи с выполнением работодателем работ или оказанием услуг;

- уточнение корректировки дохода физического лица в виде страховых выплат по договорам накопительного страхования;

- уточнение порядка применения налогового вычета на медицину с учетом расходов работодателя на уплату в пользу работника страховых премий по договорам добровольного страхования на случай болезни;

- уточнение порядка определения облагаемого дохода работника;

- уточнение в части определения дохода физических лиц в виде безвозмездно полученных работ и (или) услуг, не являющихся работниками;

- уточнение определения имущественного дохода физического лица, полученного из источников за пределами Республики Казахстан, и от сдачи в имущественный наем имущества лицам, не являющимся налоговыми агентами;

- уточнение корректировки дохода физического лица в виде страховых выплат по договорам накопительного страхования;

- замена корректировки дохода низкооплачиваемого работника в размере 90% на уменьшение облагаемого дохода работника;

- уточнение ставки социального налога для применяющих специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации и порядка исчисления социального налога;

- уточнение порядка представления декларации по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу налогоплательщиками, применяющими специальный налоговый режим на основе фиксированного вычета;

- уточнение порядка определения дохода индивидуального предпринимателя с учетом убытков, переносимых с предыдущих периодов, и корректировок дохода;

- уточнение нормы о непризнании в качестве дохода физического лица суммы индивидуального подоходного налога и обязательных пенсионных взносов, уплаченных налоговым агентом в пользу физического лица за счет собственных средств.

Совершенствование местных налогов

В целях защиты прав и интересов вкладчиков (получателей) и во избежание неоправданного использования государственных денег, необходимо внесение поправок в части освобождения Единого накопительного пенсионного фонда и добровольных накопительных пенсионных фондов от уплаты государственной пошлины в судах по искам, связанным с взысканием задолженности, образовавшейся в связи с неисполнением должниками обязательств в отношении пенсионных активов.

Иные вопросы совершенствования налогообложения, направленные на стимулирование и развитие бизнеса

Учитывая, что налоговая политика выполняет не только фискальную функцию, но также регулирующую и стимулирующую, проектом Закона также предлагаются следующие нормы:

- в целях противодействия теневой экономике предусмотрен запрет отнесения по корпоративному подоходному налогу на вычеты платежей, оплата которых произведена в наличной форме в размере более 1000 МРП;

- внедрение инвестиционных налоговых кредитов, как одного из видов стимулирования инвестиционной деятельности, который будет предоставляться на 3 года по КПН и налогу на имущество;

- уточнение определения организаций социальной сферы в части деятельности  в сфере культуры;

- исключение льготы по уплате государственной пошлины при приобретении государственных регистрационных номерных знаков повышенного спроса;

- исключение требования по наличию ККМ при реализации религиозных товаров;

- установление переходных положений для недропользователей при переходе с контракта на недропользование на лицензионный режим;

- предоставление вычета по корпоративному подоходному налогу по членским взносам в международные организации;

- поправки редакционного и уточняющего характера;

- по расширению перечня расходов, относимых на вычеты при исчислении налогооблагаемого дохода, налогоплательщиками, применяющими специальный налоговый режим с использованием фиксированного вычета;

- ограничение применения единого совокупного платежа, в случае наличия запрета в иных законодательных актах Республики Казахстан в целях обеспечения безопасности оказания услуг. Плательщику единого совокупного платежа необходимо будет соблюдать отраслевые условия. Например, для перевозчиков такси установлены требования в Законе РК «Об автомобильном транспорте»;

- иные вопросы совершенствования налогообложения.

Совершенствование налогового администрирования

В связи с отменой с 1 января 2018 года освобождения от НДС услуг нотариусов и адвокатов, а также с введением дефиниции «лица, занимающиеся частной практикой», в число которых входят нотариусы и адвокаты, предлагается с целью уточнения в нормах, имеющих ссылку на индивидуальных предпринимателей,  предусмотреть также ссылку на лиц, занимающихся частной практикой.

С начала 2019 года информационная система электронных счетов-фактур позволяет выписывать первичный бухгалтерский документ «Акт выполненных работ, оказанных услуг», в связи с чем предлагается внести уточнение в Закон Республики Казахстан от 28 февраля 2007 года № 234 «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», позволяющее признавать указанный документ, выписанный в электронной форме и подписанный посредством электронной цифровой подписи, совершенной в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области электронного документа и электронной цифровой подписи.

Предусматривается внесение поправок, направленных на усиление контроля в отношении товаров, по которым электронные счета-фактуры выписываются посредством модуля «Виртуальный склад» информационной системы электронных счетов-фактур.

С целью корреспонденции норм Налогового кодекса предлагается внести уточнение:

- признание оборотом по реализации остатков товаров по составлению налогового регистра по остаткам товаров;

- предоставление права получателя услуги по перевозке пассажира относить сумму НДС в зачет не только на основании электронного счета-фактуры, но и на основании документа, подтверждающего факт перелета пассажира.

В связи с часто задаваемыми вопросами, предлагается уточнить дату отнесения в зачет по исправленному счету-фактуре, а также по дополнительному, в том числе восстановленному после аннулирования основного и дополнительного счетов-фактур.

В части упрощения способа подачи, подписания и отправки налоговой отчетности предлагается ряд поправок.

Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 27 Закона Республики Казахстан «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» для получения государственных услуг в электронной форме субъекты получения услуг в электронной форме могут использовать одноразовые пароли (помимо электронной цифровой подписи) в соответствии с законодательством Республики Казахстан. 

В связи с этим, на первоначальном этапе предлагается для получения государственной услуги «Прием налоговой отчетности» физическим лицам предоставить возможность подачи, подписания и отправки налоговой отчетности с использованием одноразового пароля (помимо ЭЦП).

Данная поправка в целях создания благоприятных условий для исполнения налогоплательщиками - физическими лицами налоговых обязательств по представлению налоговой отчетности различными способами.

Что касается вопроса дальнейшего совершенствования налогового администрирования, то проектом Закона вносятся следующие изменения и дополнения:

- расширение перечня сведений о налогоплательщиках, не составляющих налоговую тайну;

- конкретизация перечня организаций и третьих лиц, с которыми будет осуществляться обмен информацией в целях налогового администрирования;

- уточнение порядка представления декларации по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу налогоплательщиками, применяющими специальный налоговый режим на основе фиксированного вычета;

- установление обязательства по представлению декларации по индивидуальному подоходному налогу физическим лицом при самостоятельном обложении;

- включение налогового периода, охваченный аудитом по налогам при определении проверяемого периода комплексной проверки, тематической проверки по отдельным видам налогов и (или) платежей в бюджет;

- проведение налоговых проверок по вопросу наличия контрольно-кассовых машин в отношении контрольно-кассовой машины, обеспечивающей передачу сведений о денежных расчетах в оперативном режиме в налоговые органы по сетям телекоммуникаций общего пользования;

- распространение с 2020 года срока исковой давности в пять лет на субъектов крупного предпринимательства, отнесенных к такой категории субъектов в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан;

- усиление ответственности в отношении налогоплательщиков, допускающих нарушение по порядку применения контрольно-кассовых машин путем привлечения к административной ответственности;

- в целях расширения данных, используемых в аналитике и системе управления рисками, как фактор развития дистанционного мониторинга и сокращения налоговых проверок, а также в рамках политики цифровизации и развития успешного администрирования, основанного на системе управления рисками, установление обязательности представления уполномоченными государственными органами и организациями сведений, связанных с возникновением налоговых обязательств третьих лиц.

В целях устранения административных барьеров увеличится срок обжалования налогоплательщиком (налоговым агентом) решения о признании уведомления по результатам камерального контроля не исполненным с пяти до десяти рабочих дней.

Касательно налогообложения доходов нерезидента

устранение вывода капитала и предотвращение уклонения от уплаты налога;

устранение злоупотребления положениями налоговых конвенций;

улучшение порядка применения международного договора;

исключение повторных обращений нерезидентов по ранее рассмотренным заявлениям на возврат подоходного налога из бюджета.

Касательно поправок в главу 30 Налогового кодекса

В рамках заседаний рабочей группы, созданной в 2018 году для усовершенствования главы 30 Налогового кодекса «Налогообложение прибыли контролируемой иностранной компании» (далее - прибыль КИК) и для применения лучших мировых практик, описанных в 3 Шаге BEPS ОЭСР, предлагается произвести изменения и дополнения следующего характера:

 - упрощение порядка устранения двойного налогообложения;

 - усовершенствование администрирования прибыли КИК;

- упрощение подачи заявления об участии (контроле) в контролируемой иностранной компании;

- изменение сроков уплаты налогов с прибыли КИК;

- перенос на постоянную основу некоторых поправок, действующих в Законе Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет».

Предлагаемые поправки обеспечат решение проблемы с несовпадением отчетных налоговых периодов между резидентом Республики Казахстан и иностранной компанией, упростят процедуру заявления об участии в КИКе, также позволят налогоплательщикам исполнить налоговое обязательство своевременно без уплаты пени и штрафов.

Внесение изменений в Законы Республики Казахстан «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции», «О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий» «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов» «О государственном регулировании производства и оборота биотоплива» в связи с введением в действие с 1 января 2020 года нового унифицированного  документа - сопроводительная накладная на товары.

Также предлагаются поправки редакционного характера, в том числе:

- согласно отдельным положениям Налогового кодекса в целях исчисления налоговых обязательств предусмотрена ссылка на международные стандарты финансовой отчетности и требования законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности. При этом законодательство о бухгалтерском учете и финансовой отчетности предусматривает в целях ведения бухгалтерского учета активов и обязательств применение субъектами малого и среднего бизнеса национального стандарта финансовой отчетности. В этой связи инициированы поправки, предусматривающие приведение отдельных положений Налогового кодекса в соответствие с законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности;

- определение первоначальной стоимости доли участия при определении дохода от прироста стоимости при реализации такой доли;

- определение первоначальной стоимости при исчислении дивидендов от распределения имущества;

- на каких налогоплательщиков распространяется требование об указании суммы акциза в счете-фактуре и об отсутствии необходимости выписывать счет-фактуру при безвозмездном выполнении работ, оказании услуг физическому лицу;

- касательно постановки на регистрационный учет в качестве налогоплательщика, осуществляющего отдельные виды деятельности;

- определение подлежащих вычету расходов налогоплательщика, осуществляющего производство и (или) реализацию товара под фирменным наименованием и (или) товарным знаком (знаком обслуживания), которым (которыми) такой налогоплательщик владеет и (или) пользуется (в том числе на основании лицензионного или сублицензионного договора (соглашения)) в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан, и (или) международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, по деятельности, направленной на поддержание и (или) увеличение объемов продаж такого товара независимо от наличия права собственности на него;

- поправка в Закон Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)» о предоставлении возможности применения дальнейшей амортизации по «несамортизированному остатку» по капитальному ремонту арендованных основных средств;

- поправки редакционного, а также уточняющего характера, в связи с внесенными изменениями в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан, касающиеся полномочий следственного судьи.

Законопроектом также предусмотрены поправки, направленные на урегулирование вопросов обжалования результатов горизонтального мониторинга, процедур формирования перечня налогоплательщиков, подлежащих мониторингу крупных налогоплательщиков, вопросов осуществления контроля при трансфертном ценообразовании, также поправки уточняющего характера по администрированию налогообложения недропользователей.