Система управления рисками по критериям, не являющимся конфиденциальной информацией, разработана в соответствии с пунктом 3 статьи 137 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) и в целях стимулирования налогоплательщиков к добровольному исполнению налоговых обязательств, минимизации налогового контроля в отношении налогоплательщиков, по которым определена низкая степень риска.
Результаты категорирования можно посмотреть в web-приложении "Кабинет налогоплательщика", с 1 июля 2019 года эта информация доступна на официальном сайте http://kgd.gov.kz КГД МФ РК, чтобы узнать степень риска по своей деятельности, а также по деятельности контрагента, достаточно ввести данные БИН или ИИН.
Расчет критериев, не являющихся конфиденциальной информацией, осуществляется по данным, имеющимся в органах государственных доходов по состоянию на первое число третьего месяца, предшествующего полугодию, на который производится категорирование налогоплательщиков.
Разработаны 13 критериев риска, которые утверждены приказом МФ РК от 20.02.2018г. за №252 и имеют как положительное так и отрицательное влияние на степень риска налогоплательщика.
2 критерия имеющие как положительное так и отрицательное влияние:
• налоговая нагрузка;
• среднемесячная заработная плата на одного работника.
6 критериев имеющих отрицательное влияние:
• отражаемые в налоговой отчётности суммы расходов и доходов;
• сделки с налогоплательщиками, имеющими взаиморасчёты с лицами, снятыми с регистрационного учёта по налогу на добавленную стоимость, в том числе ликвидированными, бездействующими, банкротами;
• отражение в налоговой отчётности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов;
• многократное внесение изменений и дополнений в ранее представленную налоговую отчётность;
• нарушения, выявленные по результатам камерального контроля;
• неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом показателей, предоставляющих право применять специальные налоговые режимы.
5 критериев имеющих положительное влияние:
• участие в налоговом мониторинге;
• применение налогоплательщиком контрольно-кассовых машин с функцией фиксации и (или) передачи данных;
• выписка счетов-фактур в электронном виде;
• использование налогоплательщиком стандартного файла проверки;
• применение контрольного счёта по налогу на добавленную стоимость.
Баллы по критериям риска суммируются для определения общего суммарного итога по всем критериям, который используется для дифференциации налогоплательщиков по степени рисков.
К налогоплательщикам с высокой степенью риска будут приниматься повышенные меры внимания и мгновенное реагирование в случаях ненадлежащего исполнения налоговых обязательств.
Для того, чтобы налогоплательщику выйти из высокой степени риска, необходимо исправлять ситуацию: пересмотреть налоговую нагрузку, отражение заработных плат в формах налоговых отчетностей, применять контрольно-кассовые машины с функцией передачи данных, выбивать  чеки  при каждой операции с наличностью, ежедневно проверять своевременное исполнение уведомлений, прекратить внесение многократных изменений в налоговую отчетность.
Каждый налогоплательщик с 1 января 2019 года может сделать запрос в Кабинете налогоплательщика и получить сведения, к какой степени риска он относится.
Полученные сведения позволят налогоплательщику принять правильное управленческое решение по принятию мер, направленных на снижение показателя степени риска.
Система управления рисками будет обновляться 2 раза в год по состоянию на 1 января и 1 июля текущего года.
На что же влияют данные, и к какой степени риска вы относитесь?
Администрирование:
1. Статья 118 Налогового кодекса РК «Приостановление расходных операций по банковским счетам налогоплательщика» - пункт 3 статья 118 НК РК. Непогашение налоговой задолженности в бюджет налогоплательщиком (налоговым агентом), отнесенным в соответствии с системой управления рисками к категории:
• Высокого уровня риска – по истечении одного рабочего дня со дня вручения уведомления о погашении налоговой задолженности;
• Среднего уровня риска  по истечении десяти рабочих дней дня со дня вручения уведомления о погашении налоговой задолженности;
2. Статья 119 Налогового кодекса РК «Приостановление расходных операций по кассе налогоплательщика» - пункт 1 статья 119 НК РК. Непогашение налоговой задолженности в бюджет налогоплательщиком (налоговым агентом), отнесенным в соответствии с системой управления рисками к категории:
• Высокого уровня риска – по истечении одного рабочего дня со дня вручения уведомления о погашении налоговой задолженности;
• Среднего уровня риска – по истечении десяти рабочих дней дня со дня вручения уведомления о погашении налоговой задолженности;
3. Статья 122 Налогового кодекса РК «Взыскание задолженности в бюджет за счет денег, находящихся на банковских счетах» -  пункт 1 статья 122 НК РК. Налоговый орган взыскивает в принудительном порядке с банковских счетов налогоплательщика суммы налоговой задолженности в случае неуплаты или не полной уплаты суммы налоговой задолженности налогоплательщиком (налоговым агентом), отнесенным в соответствии с системой управления рисками к категории:
• Высокого уровня риска – по истечении пяти рабочих дней со дня вручения уведомления о погашении налоговой задолженности;
• Среднего уровня риска – по истечении двадцати рабочих дней дня со дня вручения уведомления о погашении налоговой задолженности;
Проведение налоговых проверок:
При определении налогоплательщика для проведения налоговой проверки так же влияет показатель категорирования по системе управления рисками.
• к высокой степени риска — при показателе вероятности свыше 51 процента;
• не отнесен к высокой степени риска — при показателе вероятности 51 процент и ниже.
Налоговые проверки назначаются в отношении налогоплательщиков, отнесенных к высокой степени риска, чем выше показатели, тем наиболее вероятно, что вам будет назначена проверка.
Предприниматели с низкой степенью риска по системе управления рисками имеют возможность на продление срока сдачи налоговой отчетности.
Только в случае представления налоговой отчетности в электронной форме налогоплательщику дана возможность продлить срок ее представления.
Для продления срока представления налоговой отчетности налогоплательщик направляет уведомление в бумажном виде или в электронной форме до истечения срока представления в орган государственных доходов по месту регистрационного учета либо через ГК «Правительство для граждан».
Статья 212 Налогового кодекса РК «Продление сроков представления налоговой отчетности» -  пункт 3 статьи 212 НК РК. Срок представления налоговой отчетности, за исключением расчета сумм авансовых платежей по корпоративному подоходному налогу, продлевается на период, не более:
• 30 календарных дней по декларациям КПН или ИПН;
• 15 календарных дней по декларациям и расчетам по иным видам налогов, платежам в бюджет, социальным платежам;
• 30 календарных дней по декларациям по иным видам налогов, платежам в бюджет, социальным платежам для налогоплательщиков, имеющих низкий уровень рисков по СУР.
Продление срока представления налоговой отчетности не распространяется на:
• отчетность по косвенным налогам при импорте товаров с территории стран ЕАЭС;
• расчет сумм авансовых платежей по КПН.
Продление срока представления налоговой отчетности не изменяет срока уплаты налогов, платежей в бюджет и социальных платежей.
Если налогоплательщик имеет высокую степень риска по СУР, то в отношении него срок представления налоговой отчетности не продлевается, исключением являются ИП, применяющие специальные налоговые режимы.

ДГД по г. Шымкент