Главой государства РК 27.12.2019 года подписан «Закон о реабилитации и банкротстве»  и сопутствующие поправки в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам реабилитации и банкротства, налогообложения, который  вступил в силу 10.01.2020 года.
В настоящее время, когда все страны мира, в том числе и Казахстан, заняты изысканием путей выхода из кризиса - стабилизации финансовой системы, повышения уровня занятости населения, когда не только экономика страны, но и вся мировая экономика претерпевает финансовый кризис, вопрос об ее оздоровлении через процедуру реабилитации приобретает еще большую актуальность.
В соответствии с действующим законодательством «О реабилитации и банкротстве» РК кроме процедуры банкротства (ликвидации) предприятий в отношении несостоятельных (неплатежеспособных) предприятий предусмотрена процедура реабилитации.
В Законе достаточно подробно прописана данная  процедура, которая направленна на восстановление платежеспособности и сохранению имущества должника. Являясь одной из судебных процедур, реабилитационная процедура занимает особое место среди них. Это вытекает, в первую очередь, из особенностей самой процедуры, ее целей и последствий введения. Образно характеризуя реабилитационную процедуру, можно сказать, что это последний шанс для предприятия преодолеть кризис. В противном случае, при невозможности восстановления платежеспособности суд объявляет должника банкротом и следует процедура банкротства.
Согласно Закону, реабилитационная процедура – процедура, применяемая в судебном порядке, в рамках которой к должнику применяются реорганизационные, организационно-хозяйственные, управленческие, инвестиционные, технические, финансово-экономические, правовые и иные не противоречащие законодательству Республики Казахстан меры, направленные на восстановление платежеспособности.
При незначительных долгах, на ранних стадиях, когда финансовая несостоятельность еще не стала необратимой, реабилитационная процедура достаточна эффективна. Она дает предприятию дополнительные возможности для реанимации бизнеса, его реформирования и реструктуризации производства.
В соответствии с  внесенными изменениями в закон, должник и кредитор (за исключением кредитора по налогам и таможенным платежам) вправе обратиться в суд с заявлением о применении реабилитационной процедуры при временной неплатежеспособности и при условии наличия задолженности.
Процедура реабилитации не является обязательной процедурой, поэтому необходимо решение собрания кредиторов о ее введении. Это решение должно быть основано на реальной возможности восстановить платежеспособность должника, а не просто на желании продлить срок его функционирования.
Особенность применения процедуры реабилитации заключается в том, что с момента её введения прекращается начисление неустойки (пени, штрафов) по всем видам задолженности, в том числе по банковским займам и налогам. То есть, вся имеющаяся задолженность предприятия будет погашаться в рамках и сроках реабилитационной процедуры по графику, удобному как для предприятия, так и для самих кредиторов, в соответствии с утвержденным планом.
Основным документом, обеспечивающим организационно-экономическое единство всех мероприятий исследуемой стадии банкротства, является план реабилитации предприятия. Особенностью данного документа является то, что, являясь по своей сути бизнес-планом проекта восстановления платежеспособности предприятия, он должен соответствовать требованиям закона и утверждаться собранием кредиторов.
Как известно для достижения целей осуществления реабилитационной процедуры на период их проведения, право управлять компанией передается реабилитационному управляющему. Однако  Законом  РК «О реабилитации и  банкротстве» также  предусмотрено сохранение право управления имуществом и делами должника за собственником, т.е. за руководителем или учредителями (участниками) несостоятельного должника, на которого распространяются полномочия и ответственность реабилитационного управляющего установленного законодательством о реабилитации и банкротстве.
На сегодняшний день в процедуре реабилитации по Алматинской области находятся 13 предприятий с общей задолженностью в размере 40,1 млрд.  тыс. тенге, в том числе по налогам 959,3 млн. тенге. При этом погашение задолженности составило 5,3 млрд. тенге.
За подробной информацией по подготовке реабилитационной документации можете обратиться в Департамент.

ДГД по Алматинской области