Департамент государственных доходов по Восточно-Казахстанской области разъясняет, что введенными в действие с 1 января 2020 года изменениями в Кодекс РК от 25 декабря 2017 года № 120-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) введены нормы, регулирующие вопросы камерального контроля в части принимаемых органом государственных доходов решений о признании уведомления об устранении нарушений, выявленных органами государственных доходов по результатам камерального контроля, не исполненным.

Так, действующая до 1 января 2020 года редакция статьи 96 Налогового кодекса содержала только норму, дающую органам государственных доходов право в случае признания уведомления не исполненным, выносить письменное решение и направлять его налогоплательщику, при этом вопрос о сроках принятия решения, его форме, порядка и последствиях обжалования не был урегулирован, что вызывало неопределенности в вопросах оспаривания результатов камерального контроля и их последствий.

Введенными дополнениями в пункт 4 статьи 96 Налогового кодекса, указанные выше пробелы устранены.

Так согласно действующей редакции пункта 4 в случае признания уведомления не исполненным, налоговый орган выносит решение о признании уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, не исполненным по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным органом, и направляет его налогоплательщику.

Форма и сроки утверждены Приказом Первого заместителя Премьер-Министра РК - Министра финансов РК от 30 апреля 2019 года № 411, согласно которому решение о признании уведомления об устранении нарушений, выявленных органами государственных доходов по результатам камерального контроля, не исполненным, выносится органами государственных доходов не позднее 5 (пяти) рабочих дней, со дня истечения срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 96 Налогового кодекса.

Пунктом 4-1 предусмотрено право обжалования налогоплательщиком (налоговым агентом) решения о признании уведомления не исполненным в течение пяти рабочих дней со дня его вручения (получения) в вышестоящий налоговый орган и (или) уполномоченный орган или суд с направлением копии жалобы в налоговый орган, направивший решение.

Учитывая сжатые сроки на обжалование, в случае пропуска их по уважительной причине пунктом 4-2 предусмотрен порядок и условия восстановления пропущенного срока.

Также, предусмотрены правовые последствия подачи жалобы на решение о признании уведомления не исполненным.

А именно, в соответствии с введенным в действие пунктом 4-3 статьи 96 Налогового кодекса, приостановление расходных операций по банковским счетам налогоплательщика (налогового агента) не осуществляется при подаче им жалобы на решение:

- в случае подачи в вышестоящий налоговый орган и (или уполномоченный со дня принятия жалобы вышестоящим налоговым органом и (или) уполномоченным органом до вынесения письменного решения вышестоящего налогового органа и (или) уполномоченного органа;

-в случае обжалования в судебном порядке со дня принятия судом жалобы (заявления) к производству до вступления в законную силу судебного акта.

При этом порядок и сроки обжалования уведомлений об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля и действий (бездействий) по их направлению остались неизменными.