В Минфине прошло совещание по изменению в госзакупках с 2019 года
В Минфине прошло совещание в целях разъяснения нововведений законодательства о государственных закупках
Отметим, с 1 января 2019 года вступили в силу законодательные поправки, предусматривающих совершенствование госзакупок и законодательное регулирование закупок квазигоссектора.
Закон, во-первых, позволит решить проблему чрезмерной зарегламентированности закупок, во-вторых, низкой квалификации участников закупок, в-третьих, большой доли закупок из одного источника.
Будут созданы централизованные закупочные органы на республиканском, областном и районном уровне на базе действующих единых организаторов.
Также в обязательном порядке будет проверяться финансовая устойчивость потенциального поставщика, информацию можно будет получить из информационных систем Комитета государственных доходов (уплаченные налоги, наличие оборотных и основных средств, фонд оплаты труда).
Решается вопрос демпинга. Теперь дается четкое понятие «демпинговая цена» и ее недопущение.
Сейчас есть проблемы, когда участники закупок в погоне за контрактами необоснованно снижают цены («демпенгуют»), что влечет ненадлежащее исполнение договорных обязательств.
В настоящее время появилась целая когорта «профессиональных жалобщиков», «троллей», для которых обжалование стало инструментом незаконной выгоды от срыва госзакупок.
Как правило, такие «профессиональные жалобщики» без намерения участия в закупках подают заявки в целях получения доступа к информации других участников в рамках взаимного просмотра.
Для исключения таких ситуаций предлагается:
1) запретить потенциальным поставщикам, не внесшим обеспечение конкурсной заявки, просмотр документов других участников.
2) не рассматривать жалобы потенциальных поставщиков, не принимавших участие в предварительном обсуждении конкурсной документации;
3) не приостанавливать срок заключения договора по жалобам третьих лиц (не принимавших участие в закупках).
Также использование услуг веб-портала государственных закупок станет платным.
Как сократить закупки из одного источника и снизить коррупцию?
Первое - из 53 оснований закупок из одного источника исключаются
5 случаев:
1) приобретения права природопользования;
2) приобретения ценных бумаг, доли в уставном капитале юридических лиц;-
3) приобретения для осуществления монетарной деятельности, а также по управлению Национальным фондом РК и пенсионными активами;
4) приобретения товаров, работ, услуг в рамках реализации инвестиционных проектов, финансируемых международными организациями, членом которых является Республика Казахстан;
5) приобретения услуг по проведению технического и авторского надзора за проведением работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народа Республики Казахстан.
Второе - устанавливается обязанность заказчиков проводить повторные закупки в случае признания их несостоявшимся.
Это позволит сократить закупки из одного источника.
Третье - устанавливается запрет на привлечение субподрядчиков предприятиями уголовно-исполнительной системы МВД РК в рамках закупок из одного источника.
Четвертое - устанавливается административная ответственность членов конкурсной комиссии за несвоевременное рассмотрение заявок участников конкурса.
Что касается закупок квазигоссектора.
Первое - работники квазигоссектора будут нести административную ответственность за нарушения правил закупок;
Второе - все закупки квазигоссектора переведут на электронный формат;
Третье - Министерство финансов утвердит единые правила закупок субъектов квазигоссектора, за исключением Фонда «Самрук-Казына».
При этом Правила Самрук-Казына будут утверждаться решением Совета директоров Фонда по согласованию с Министерством финансов.
Служба Министерства финансов