В Минфине прошло   совещание в целях разъяснения нововведений законодательства о государственных закупках

Отметим, с 1 января 2019 года вступили в силу законодательные поправки, предусматривающих совершенствование госзакупок и законодательное регулирование закупок квазигоссектора.

Закон, во-первых, позволит решить  проблему чрезмерной зарегламентированности закупок, во-вторых, низкой квалификации участников закупок, в-третьих, большой доли закупок из одного источника.

Будут созданы централизованные закупочные органы на республиканском, областном и районном уровне на базе действующих единых организаторов.

Также в обязательном порядке будет проверяться финансовая устойчивость потенциального поставщика, информацию можно будет получить из информационных систем Комитета государственных доходов (уплаченные налоги, наличие оборотных и основных средств, фонд оплаты труда).

Решается вопрос демпинга. Теперь дается четкое понятие «демпинговая цена» и ее недопущение.

Сейчас есть проблемы, когда участники закупок в погоне за контрактами необоснованно снижают цены («демпенгуют»), что влечет ненадлежащее исполнение договорных обязательств.

В настоящее время появилась целая когорта «профессиональных жалобщиков», «троллей», для которых обжалование стало инструментом незаконной выгоды от срыва госзакупок.

Как правило, такие «профессиональные жалобщики» без намерения участия в закупках подают заявки в целях получения доступа к информации других участников в рамках взаимного просмотра.

 

Для исключения таких ситуаций предлагается:

1) запретить потенциальным поставщикам, не внесшим обеспечение конкурсной заявки, просмотр документов других участников.

2) не рассматривать жалобы потенциальных поставщиков, не принимавших участие в предварительном обсуждении конкурсной документации;

3) не приостанавливать срок заключения договора по жалобам третьих лиц (не принимавших участие в закупках).

Также использование услуг веб-портала государственных закупок станет платным.

Как сократить закупки из одного источника и снизить коррупцию?

Первое - из 53 оснований закупок из одного источника исключаются

5 случаев:

1) приобретения права природопользования;

2) приобретения ценных бумаг, доли в уставном капитале юридических лиц;-

3) приобретения для осуществления монетарной деятельности, а также по управлению Национальным фондом РК и пенсионными активами;

4) приобретения товаров, работ, услуг в рамках реализации инвестиционных проектов, финансируемых международными организациями, членом которых является Республика Казахстан;

5) приобретения услуг по проведению технического и авторского надзора за проведением работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народа Республики Казахстан.

Второе - устанавливается обязанность заказчиков проводить повторные закупки в случае признания их несостоявшимся.

Это позволит сократить закупки из одного источника.

Третье - устанавливается запрет на привлечение субподрядчиков предприятиями уголовно-исполнительной системы МВД РК в рамках закупок из одного источника.

Четвертое - устанавливается административная ответственность членов конкурсной комиссии за несвоевременное рассмотрение заявок участников конкурса.

Что касается закупок квазигоссектора.

Первое - работники квазигоссектора будут нести административную ответственность за нарушения правил закупок;

Второе - все закупки квазигоссектора переведут на электронный формат;

Третье - Министерство финансов утвердит единые правила закупок субъектов квазигоссектора, за исключением Фонда «Самрук-Казына».

При этом Правила Самрук-Казына будут утверждаться решением Совета директоров Фонда по согласованию с Министерством финансов.

 

Служба Министерства финансов