Государственные закупки: вчера, сегодня, завтра
О том, как в Казахстане за эти годы развивалась система госзакупок, рассказывает главный эксперт управления по работе с заказчиками Комитета госзакупок Министерства финансов РК Айша Егенова.
Закон есть - будут закупки
«История развития казахстанской системы государственных закупок началась в 1997 году, с момента принятия первого закона Республики Казахстан «О государственных закупках».
Данный закон вступил в силу с 1 января 1998 года. Закон состоял из 3 глав, количество статей составляло 30. При этом было только два способа осуществления государственных закупок: 1) конкурса; 2) закупок из одного источника. В дальнейшем, при принятии следующего закона в 2002 году, увеличилось количество глав и статей: 5 и 32 соответственно», - отметила А. Егенова.
Вместе с тем возросло количество способов осуществления государственных закупок: открытого конкурса, закрытого конкурса, выбора поставщика с использованием запроса ценовых предложений, из одного источника и через открытые товарные биржи. А принятый закон в 2007 году состоял уже из 9 глав и 48 статей. При этом количество способов осуществления государственных закупок не менялось, только были предусмотрены новые способы в виде конкурса, вместо ранее существовавших открытых и закрытых конкурсов. Конкурс может проводиться с использованием двухэтапных процедур; и аукциона.
Переход на электронный формат
В рамках формирования электронного правительства была создана информационная система «Электронные государственные закупки», которая была введена в опытную эксплуатацию в октябре 2007 года, а с 1 января 2010 года уже заработал портал государственных закупок в Казахстане.
Министерство финансов Республики Казахстан инициировало перевод государственных закупок в электронный формат. Сегодня система (www.goszakup.gov.kz) предоставляет единую точку доступа к электронным услугам в сфере государственных закупок и позволяет осуществлять участие в государственных закупках в качестве заказчика, организатора и поставщика с любого компьютера, подключенного к сети Интернет.
«Внедрение информационных технологий в процесс проведения государственных закупок способствует его развитию, обеспечению прозрачности процесса, эффективности использования бюджетных средств, упрощению процедур участия потенциальных поставщиков, сокращению бумажного документооборота и затрат на проведение процедур государственных закупок, и в целом, направлено на поступательное социально-экономическое развитие экономики, сокращение коррупционных проявлений, развитие добросовестной конкуренции и доверие со стороны населения», - отметила представитель Комитета госзакупок.
Государственные закупки, осуществляемые способом конкурса государственными структурами, начаты с 1 июля 2012 года исключительно в электронном формате. С этой же даты вводится новый способ осуществления государственных закупок - аукцион. В ходе его проведения понижение цены поставщиками должно проходить в режиме реального времени.
С 1 января 2016 года началась новая эпоха закона, который действует и по настоящее время.
Основными целями данного закона являются упрощение государственных закупок, минимизация коррупционных рисков, защита прав и законных интересов потенциальных поставщиков, повышение ответственности участников государственных закупок, сокращение доли закупок, проводимых из одного источника.
Вместе с тем, по словам А. Егенововй, был внедрен электронный вариант заключения договоров. «Данные действия необходимы для формирования полной и достоверной информации по закупаемым товарам, работам, услугам и позволяет определять их средние закупочные цены. Тем самым бюджеты администраторов бюджетных программ формируются не на основе прайс-листов, а на основе средних цен, сформированных на веб-портале», - пояснила она.
Исключить «заточку» под определенного поставщика
Кроме того, в целях искоренения фактов, когда заказчики подгоняли техническую спецификацию под определенного поставщика, для решения указанной проблемы законом, введен в действие институт предварительного обсуждения проекта конкурсной документации. Данная мера позволяет потенциальным поставщикам заранее ознакомиться с требованиями технической спецификации и в случае наличия замечаний по ним обратиться к заказчику об их устранении.
Следует отметить, что законом был внедрен институт предварительного рассмотрения заявок, дающий право потенциальным поставщикам в течение трех рабочих дней привести заявку в соответствие с квалификационными требованиями и требованиями конкурсной документации. Также было введено понятие «предварительный годовой план государственных закупок». Эта мера позволяет заказчикам проводить государственные закупки сразу же после положительного предложения соответствующей бюджетной комиссии.
В целях обеспечения принципов открытости и прозрачности процесса государственных закупок было внедрено новшество для потенциальных поставщиков, подавшим заявку на участие в конкурсе. А именно, с момента размещения протокола вскрытия заявок обеспечивается доступ на просмотр заявок на участие в данном конкурсе других потенциальных поставщиков.
Также для заказчиков и организаторов конкурса было внедрено понятие «Антидемпинговые меры», позволяющее сэкономить существенные денежные средства, выделяемые из бюджета.
Сделать закупки централизованными
В 2013 году Лидером нации Н. А. Назарбаевым на заседании Правительства Республики Казахстан впервые было сказано о централизованных закупках.
Так, Глава государства в своем Послании народу Казахстана от 31 января 2017 года «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» в пятом приоритете подчеркнул, что одним из ключевых вопросов является совершенствование сферы государственных закупок.
На сегодняшний день сфера государственных закупок постоянно улучшается, так, с 1 января 2019 года планируется переход на централизованные закупочные органы на базе действующих Единых организаторов. Например, на республиканском уровне это Комитет по государственным закупкам МФ РК, на областном уровне - это управления государственных закупок при акиматах областей, на районном уровне - это отделы государственных закупок при акиматах районов.
Вместе с тем Единые организаторы будут осуществлять свою деятельность согласно перечню товаров, работ, услуг, определяемому уполномоченным органом, путем создания совместных с заказчиком конкурсных комиссий (аукционных комиссий); по перечню товаров, работ, услуг, определяемому уполномоченным органом, путем объединения однородных товаров, работ, услуг в один лот, независимо от места их поставки (выполнения, оказания); по заявкам заказчиков на приобретение товаров, работ, услуг, не включенных в перечни товаров, работ, услуг, определяемым уполномоченным органом, путем создания совместных с заказчиком конкурсных комиссий (аукционных комиссий) утверждаемые Министерством финансов Республики Казахстан.
Централизованные закупки позволят сформировать единообразный подход проведения государственных закупок Едиными организаторами. Также это покажет потенциальным поставщикам потребность в товарах в целостности по республике, что позволит им заблаговременно подготовить всю необходимую документацию для в участия в закупках, а также спланировать свои финансовые расходы. Преимуществом централизованных закупок будет являться экономия бюджетных средств за счет оптимального и эффективного их использования.
Министерство финансов Республики Казахстан