Группа депутатов фракции ДПК «Ак жол» обратилась к Первому заместителю Премьер-Министра Республики Казахстан - Министру финансов Республики Казахстан Смаилову А.А. с запросом относительно Комментариев к Налоговому кодексу.

Последние несколько лет характеризуются значительными положительными изменениями в отношении государственного регулирования бизнеса. Безусловно, эта тенденция - результат планомерных действий и мер, принимаемых Главой государства для поддержания и укрепления предпринимательской инициативы.

По поручению Президента РК был разработан новый Налоговый кодекс. Несмотря по значительную работу, проведенную депутатским корпусом и государственными органами по снижению количества отсылочных норм и неоднозначно толкуемых норм, Налоговый кодекс в силу своей специфичности остается правовым актом, имеющим сложную терминологию, стиль изложения, структуру, и предполагает наличие значительного числа нормативных актов различного уровня иерархии.

В целях обеспечения социально-экономической направленности проводимой государственной политики, в кодексе получили свое дальнейшее развитие нормы, обеспечивающие снижение налоговой нагрузки для субъектов малого бизнеса, льготы социального характера и инвестиционные преференции. Для обеспечения переходных периодов и адаптации к новым требованиям, в Налоговом кодексе содержится значительное количество норм, вводимых в действие в разные годы (2018, 2019, 2020 и др.). Одновременно постоянно усложняется практика налогового администрирования.

Все это не способствует появлению у предпринимателей и населения ясной и четкой картины в целом. Тем более, что при обращении налогоплательщиков в уполномоченные органы, последние нередко ограничиваются простым цитированием статей Налогового кодекса. Таким образом, вопрос однозначного толкования Налогового кодекса становится все более актуальным.

К сожалению, несмотря на то, что с момента принятия независимости Казахстан принял уже три Налоговых кодекса, комментарий к ним ни разу не был разработан.

Полагаем, что комментарий должен содержать постатейные разъяснения норм Налогового кодекса, при этом для положений, касающихся исчисления налоговых обязательств, обязательны примеры расчета налоговой нагрузки. При разработке комментария важно проанализировать имеющиеся разъяснения органов государственных доходов и судебную практику.

Комментарий должен быть утвержден как официальный документ, исключающий иное толкование статей налоговыми органами при осуществлении любых форм налогового контроля. Необходимо также определить порядок внесения дополнений в комментарий в результате ежегодных изменений налогового законодательства и проблем, возникающих в ходе его правоприменительной практики.

Принимая во внимание, что комментарий к Налоговому кодексу должен быть рассчитан на все категории налогоплательщиков, работников налоговых, финансовых органов, судейский корпус, консультантов, к разработке комментария должны привлекаться не только сотрудники уполномоченных государственных органов, но и независимые эксперты, а также бизнес-сообщество в лице Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен».

Считаем, что в результате проведенной работы существенно снизится количество налоговых споров, усилится информированность предпринимателей и повысится налоговая культура среди налогоплательщиков в целом, что приведет также к улучшению имиджа органов государственных доходов.

Просим рассмотреть данный вопрос и информировать о работе, проводимой Вашим министерством в направлении повышения налоговой культуры и дисциплины.

 

На данный запрос был дан ответ И.о. Министра финансов Республики Казахстан Б. Шолпанкуловым.

Министерством финансов Республики Казахстан на постоянной основе проводится работа по повышению налоговой культуры и информированности налогоплательщиков об основных изменениях в налоговом законодательстве.

Вместе с тем, в настоящее время по инициативе Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» проводится работа по подготовке комментариев к Кодексу Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-IV ЗРК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) (далее - Комментарии) с постатейным разъяснением норм.

К разработке Комментариев привлечены сотрудники Верховного Суда Республики Казахстан, Министерства национальной экономики Республики Казахстан, Национального банка Республики Казахстан, Министерства финансов Республики Казахстан, других заинтересованных государственных органов, а также экспертов от бизнес-сообщества.

Привлекаемые сотрудники государственных органов осуществляют научную работу в рамках заключенных договоров гражданско-правового характера и их деятельность в рамках разработки Комментариев не регулируется государственными органами, сотрудниками которых они являются.

Следует отметить, что Налоговый кодекс является правовым актом прямого действия. При этом, в соответствии со статьей 7 Закона Республики Казахстан «О правовых актах», комментарии не относятся к нормативным правовым актам, не являются обязательными для исполнения и подлежат оценке с учетом их соответствия нормам действующего законодательства.

По материалам Парламента РК