О рассмотрении обращений по разъяснениям Комитетом государственных доходов
- Какие вопросы разъясняет КГД?
Как известно, Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) устанавливает основополагающие принципы налогообложения, регулирует властные отношения по установлению, введению, изменению, отмене, порядку исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также отношения, связанные с исполнением налогового обязательства. Соответственно, Налоговый кодекс раскрывает все основания по исчислению и уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет.
В свою очередь, Налоговый кодекс определяет права и обязанности налогоплательщика (статья 13), а также обязанности органов государственных доходов по разъяснению и комментариям в части возникновения, исполнения и прекращения налогового обязательства конкретных налогоплательщиков, возникающих при самостоятельном ими исполнении налоговых обязательств (статья 19).
Таким образом, КГД по обращениям налогоплательщиков
1) разъясняет и комментирует вопросы исполнения налогового обязательства;
2) представляет информацию:
- о действующих налогах и платежах в бюджет,
- об изменениях в налоговом законодательстве;
3) разъясняет вопросы применения налогового законодательства.
Статьей 36 Налогового кодекса установлен исчерпывающий перечень оснований возникновения налогового обязательства налогоплательщика, по которым ему представляются разъяснения, по иным вопросам представляется общая информация.
2. Кто обращается в КГД?
Обращаем внимание на законодательные основы взаимоотношений между государством и налогоплательщиками. Нормы Налогового кодекса четко определяют понятия налогоплательщика (статья 1) и каким образом налогоплательщик вправе участвовать в налоговых отношениях (статья 16).
Налогоплательщик вправе самостоятельно обратиться за разъяснением в органы государственных доходов либо уполномочить своего представителя (в том числе через доверенность).
Обращения, поступающие от налогоплательщиков, без соответствующего оформления представительства (законного либо уполномоченного), рассмотрению не подлежат.
3. Какая последовательность подачи обращений?
Учитывая законодательные нормы об административных процедурах и структуру органов государственных доходов, до обращения в КГД налогоплательщикам следует получить позицию территориального подразделения, в котором зарегистрирован налогоплательщик.
4. Что ожидается от упорядочения вопросов по обращениям?
КГД выражает уверенность, что рассмотрение обращений в вышеуказанном порядке будет способствовать налаживанию партнерских и доверительных отношений непосредственно с налогоплательщиками, позволит обеспечить индивидуальный подход при рассмотрении обращений, что повлечет надлежащее самостоятельное исполнение ими налоговых обязательств.
5. Какие особенности по обращениям лиц, осуществляющих юридические и консультационные услуги?
В части обращения налогоплательщиков через лиц, осуществляющих юридические и консультационные услуги, для которых консультирование является одним из основных видов деятельности, КГД обращает внимание на установленные нормы законодательства, регулирующие такие отношения.
Так, в соответствии с подпунктом 2) статьи 1 Закона Республики Казахстан от 5 июля 2018 года «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» одним из видов юридической помощи является правовое консультирование, которое должно оказываться на профессиональном уровне. Такое консультирование оказывается в форме устных и письменных консультаций, в том числе касающихся вопроса составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера (подпункт 8) статьи 1 Закона).
Исходя из вышеизложенного, КГД при запросе от лиц, осуществляющих юридические и консультационные услуги, ожидает профессионального суждения и точки зрения по применению тех или норм налогового законодательства лицам. В этой связи, лицам, которые оказывают консультации своим клиентам (налогоплательщикам) при обращении (через соответствующую доверенность) следует выражать свою позицию с точки зрения профессионального суждения по тому или иному вопросу своих клиентов (налогоплательщиков).
6. В какой форме и куда подаются обращения?
Налогоплательщик по своему выбору может обратиться устно или письменно.
Устно ответы на вопросы можно получить по телефону 14-14 либо на https://t.me/kgd_mf_rk_bot (виртуальный собеседник).
Письменно можно оформить официальное обращение в государственный орган напрямую либо через портал «Электронное Правительство» (КГД, областные или городские департаменты государственных доходов).
В форме вопроса на блог руководителей (блог Председателя КГД kgd.gov.kz) либо в рубрику «Часто задаваемые вопросы».
В социальных сетях действуют страницы КГД: инстаграм (press_kyzmet_kgd) , фейсбук (kgd.gov.kz).
7. Можно ли получить разъяснение по проверяемому вопросу в ходе налоговой проверки?
В ходе налоговой проверки изучается учетная документация налогоплательщика и рассматриваются все основания возникновения налогового обязательства, соответственно, позиция органов государственных доходов выражается в результатах налоговой проверки и дополнительные разъяснения не представляются. Результаты налоговой проверки далее обжалуются в порядке, установленном разделом 4 Налогового кодекса.
ДГД по Акмолинской области