В Правила ведения лицевых счетов внесены изменения по возврату НДС, дате исполнения налогового обязательства, срокам обработки платежей
Приказом Министра финансов РК от 26 июня 2019 года № 636 внесены изменения в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 27 февраля 2018 года № 306 «Об утверждении Правил ведения лицевых счетов»
О некоторых измененных пунктах Правил, которые изложены в новой редакции.
«75. Для налогоплательщика датой исполнения налогового обязательства, которая отражается в лицевом счете, считается:
1) дата получения к исполнению платежного поручения банками или организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, в уплату налогов и платежей в бюджет, дата осуществления платежа через банкоматы или электронные терминалы – при осуществлении безналичного платежа;
2) дата внесения налогоплательщиком (налоговым агентом) денег в банки или организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, уполномоченные государственные органы, местные исполнительные органы – в случае уплаты их в бюджет наличными;
3) дата проведения зачета.»;
Приведено в соответствие с пунктом 4 статьи 36 Налогового кодекса.
«77. В случае установления расхождений и выявления факта ошибки должностное лицо, ответственное за ведение учета, в течение одного рабочего дня со дня обнаружения факта ошибочной уплаты составляет протокол о причинах возникновения ошибочно уплаченной суммы налога, платежа в бюджет (далее – протокол по ошибкам).
В протоколе по ошибкам указывается дата и номер платежного документа, сумма, код бюджетной классификации, на который зачислена сумма, причина ошибки с указанием кода бюджетной классификации, на который следовало зачислить указанную сумму.
Протокол по ошибкам утверждается руководителем структурного подразделения, осуществляющего ведение учета.
Зачет, возврат ошибочно уплаченной суммы налога, платежа в бюджет, штрафов, пеней производится в течение десяти рабочих дней со дня поступления ошибочно уплаченной суммы на основании протокола по ошибкам.»;
Изменения внесены в целях оптимизации оказания услуги по проведению зачета/возврата излишне/ошибочно уплаченной суммы налога, платежа в бюджет, пени, также в соответствии с пунктом 3 статьи 103 Налогового кодекса РК.
«152. В Сведениях об отсутствии (наличии) задолженности структурного подразделения отражается информация о состоянии лицевых счетов данного структурного подразделения, открытых в органах государственных доходов по месту регистрационного учета структурного подразделения.
В Сведениях об отсутствии (наличии) задолженности не отражается налоговая задолженность при изменении срока исполнения налоговых обязательств по уплате налогов, плат, пени, применении реабилитационной процедуры, а также налоговая задолженность и задолженность по социальным платежам налогоплательщика, признанного банкротом – со дня вступления в законную силу решения суда о признании налогоплательщика банкротом на период проведения процедуры банкротства, установленной Законом.
В Сведениях об отсутствии (наличии) задолженности сумма превышения налога на добавленную стоимость, по которой налогоплательщиком в декларации указано требование о возврате суммы превышения налога на добавленную стоимость, возвращенная из бюджета, но не подтвержденная в последующем по результатам налогового контроля, подлежащая уплате в бюджет на основании уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля или уведомления о результатах проверки, с начисленной суммой пениотражается в налоговой задолженности.»;
Изменения внесены для отражения в сведениях об отсутствии (наличии) задолженности суммы превышения налога на добавленную стоимость, возвращенной из бюджета, но не подтвержденной в последующем по результатам налогового контроля и подлежащей уплате в бюджет с начисленной суммой пени.
«197. В течение одного рабочего дня после подписания акта налоговой проверки либо заключения к акту по подтверждению достоверности сумм превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, подлежащего возврату из бюджета, либо подтверждения должностным лицом соответствующего структурного подразделения органа государственных доходов права на применение налогоплательщиком упрощенного порядка возврата превышения НДС в соответствии с пунктом 2 статьи 434 Налогового кодекса либо права на применение порядка возврата превышения НДС в соответствии со статьей 433 Налогового кодекса, должностное лицо соответствующего структурного подразделения органа государственных доходов формирует в ИС ЦУЛС документ об отсутствии (наличии) задолженности либо отчет по сальдо расчетов.»
Поправка вносится в связи с введением новой нормы, предусматривающей оптимизацию процедуры возврата НДС из бюджета и сокращения сроков возврата при использовании плательщиками НДС контрольного счета НДС без проведения проверки в течение 15 рабочих дней.
Поправка также повлияет на привлечение широкого круга плательщиков НДС к применению контрольного счета НДС и приведет к оптимизации процедур администрирования НДС и обеспечит:
-сокращение сроков возврата НДС (для экспортеров с 55/155 до 15 рабочих дней);
-сокращение количества проверок со стороны налоговых органов;
-увеличение собираемости НДС;
-повышение прозрачности администрирования НДС;
-невозможность применения серых схем.
Изменения вводятся в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования (опубликовано 10 июля 2019 года).